Canon представила зеркальный фотоаппарат EOS 5D Mark III спустя 4 года после выпуска EOS 5D Mark II. И хотя вначале новая камера была воспринята скептически, со временем стало понятно, насколько она была недооценена. Мы в Onliner.by действительно любим новые технологии и пристально следим за ними. Поэтому как только вожделенная «тройка» появилась в Минске, не задумываясь купили ее для нужд редакции. В этой статье мы расскажем о своем опыте эксплуатации фотоаппарата во всех возможных условиях, а за 300 дней работы он повидал многое: ежедневные съемки, мощные ливни, падения с высоты и часы работы на сильном морозе.
До этого мы почти 3 года использовали Canon EOS 5D Mark II. В принципе, камера нас полностью устраивала, пока мы не начали работать с EOS 5D Mark III. Старушка-«двойка» поблекла в наших глазах окончательно и бесповоротно. Линейку EOS 5D можно назвать культовой. Первая модель стала самым доступным полноформатным фотоаппаратом на рынке. Вторая взорвала индустрию видеозаписи. Третья принесла бесподобную универсальность для любых задач. Несмотря на то что табличные характеристики устройства несильно отличаются от таковых у EOS 5D Mark II, это не просто новое название и не просто апгрейд. Это — абсолютно новая и очень сбалансированная камера. Все, за что можно было ругать «пядвак», в «тройке» исчезло напрочь.
Технические характеристики:
- полноформатная CMOS-матрица (36×24 мм), 22 Мп;
- интегрированная система очистки матрицы EOS Integrated Cleaning System, фторсодержащее покрытие низкочастотного фильтра;
- процессор обработки изображения: DIGIC 5+;
- байонет: Canon EF;
- дисплей: 3,2″ TFT Clear View II, 1 040 000 пикселей;
- 61-точечная система автофокусировки;
- режимы автофокусировки: One Shot, AI Focus, AI Servo;
- замер экспозиции: 63-зональный iFCL-замер;
- ISO 100—25 600, расширяется до ISO 50—102 400;
- отрабатываемые выдержки: 1/8000—30 с, BULB;
- видоискатель: пентапризма, 100% покрытие кадра, 0,76x увеличение;
- синхронизация: 1/200 с;
- компенсация экспозиции: ±5 EV с шагом 1/2 или 1/3 ступени;
- управление внешней вспышкой через экран меню камеры;
- обработка изображения: функция приоритета светлых оттенков (Highlight Tone Priority);
- автоматическая оптимизация яркости (4 настройки);
- подавление шума при длительной экспозиции и высоких значениях ISO;
- подавление шума при съемке на высоких значениях ISO (4 настройки);
- непрерывная съемка: 6,0 кадра в секунду;
- режим Live View: есть;
- двуосный датчик горизонта;
- гистограмма: яркость, по каналам RGB;
- интерфейсы: USB 2.0 Hi-Speed, мини-выход HDMI, видеовыход (PAL/NTSC), терминал расширения системы (для беспроводного передатчика WFT-E3), микрофонный вход, выход для наушников;
- два слота для карт памяти CF и SD;
- материал корпуса: магниевый сплав;
- габариты: 152×116,4×76,4 мм;
- вес: 950 г.
Немного об электронной начинке. Сердцем EOS 5D Mark III стал новый 22-мегапиксельный полноформатный CMOS-сенсор разрешением 22 Мп. Всего лишь на один мегапиксель больше, чем в EOS 5D Mark II. Однако это полностью новая матрица с так называемым бесщелевым дизайном: на каждый пиксель установлена бóльшая микролинза. Поэтому сенсор EOS 5D Mark III регистрирует больше света, а эффект паразитной засветки соседних пикселей сведен к минимуму. Информация с сенсора «утекает» через 8 каналов со скоростью 200 МБ/с.
Тут же стоит упомянуть и новый процессор DIGIC 5+, вычислительные мощности которого на 30% больше, чем у обычного DIGIC 5, и аж в 17 раз превосходят мощности DIGIC IV, устанавливаемого в EOS 5D Mark II. Благодаря этому тандему зеркалка способна снимать частотой 6 кадров/c, задействовать сложные алгоритмы автофокусировки, на лету корректировать виньетирование и хроматические аберрации. А также многое другое.
Эргономика и внешний вид
Корпус зеркалки целиком изготовлен из магниевого сплава. Он легкий и достаточно прочный. Однажды зимой я поскользнулся с фотоаппаратом и со всего размаху ударил его о землю. Результатом стала трещина на нижней части устройства. На удивление, ничего больше не пострадало: фотоаппарат сохранил полную работоспособность, да и дисплей остался целым. Вполне возможно, камера треснула из-за плотно прикрученной панорамной площадки, вызвавшей в металле дополнительное напряжение.
На нижней части корпуса (прямо около резьбы для штатива) появилась резиновая вставка. Благодаря ей камера не съезжает со скользких наклонных поверхностей, ее труднее случайно столкнуть со стола. Штативные площадки также держатся очень уверенно: как известно, трение между двумя кусками резины — огромное. Даже под нагрузкой фотоаппарат на площадке не прокручивается. Стоит отметить, «резиновое» решение появилось у зеркальных камер Nikon значительно раньше.
Модель EOS 5D Mark III получила немного другую краску по сравнению с предшественником, на ней остается меньше загрязнений. Также краска меньше подвержена истиранию и не откалывается при ударах о твердые предметы, в худшем случае на ней останется небольшая вмятина. Основные повреждения снизу:
Небольшие сколы краски камера получила только на сильном морозе.
Компания Canon утверждает, что «тройка» способна выдержать до 15 минут косого ливня. В принципе, это правда. После съемки под ливнем в течение 20 минут фотоаппарат стал выдавать ошибку, а затем вовсе отключился. Как оказалось, вода проникла в корпус почему-то снизу, закоротив один из шлейфов возле батареи. И хотя EOS 5D Mark III собрана существенно плотнее и мощнее, аккуратность спасет вам много времени и нервов.
Кнопки управления в устройстве стали больше, а сама камера — тяжелее. Корпус фотоаппарата по периметру оклеен резиной, даже крышечка отсека для карт памяти и та прорезинена. Поэтому EOS 5D Mark III отличается более комфортным хватом.
Десять (!) кнопок камеры можно настроить на свой вкус. Кнопка репетира диафрагмы переехала с левой части корпуса (где всегда мешала на EOS 5D Mark II) на правую.
Ее функции также можно задать вручную: например, назначить быструю смену формата записи или включить следящую автофокусировку.
Барабан режимов получил кнопку-блокатор — сменить режим получится только так. Ситуации, в которых режим съемки мог случайно переключиться об одежду, стали невозможны.
Включается зеркалка рычажком, который находится там же, возле барабана режимов съемки. На мой взгляд, это более удачное расположение, чем снизу на корпусе камеры, как у EOS 5D Mark II, в которой до рычажка можно было дотянуться только большим пальцем.
Вместо одного слота, у EOS 5D Mark III стало два: для CF- и SD-карт памяти. Наверняка это понравится репортажным фотографам и свадебщикам, которым жизненно необходимо иметь дублирующую карту на важных съемках. Снимки из одной карты можно копировать на другую без подключения к ПК, запись для каждой карты настраивается отдельно.
Удобно, если под рукой нет кардридера, а ноутбук принимает только SD-карты.
Батарея
Модель EOS 5D Mark III получила такой же аккумулятор LP-E6 емкостью 1800 мАч, что и EOS 5D Mark II, EOS 60D и EOS 7D.
Производитель обещает 950 фотографий по стандарту CIPA, но на практике удается наснимать гораздо больше: при пиковых нагрузках серийной съемки полностью заряженная батарея позволяет получит до 2000 снимков.
Дисплей
Для своего времени экран EOS 5D Mark II был на уровне. Однако дисплей EOS 5D Mark III превосходит его во всем: это широкоформатный экран с разрешением 1 040 000 пикселей и защитной вставкой из закаленного стекла. За все время достаточно жесткой эксплуатации на этом стекле появились небольшие царапины, которые видны только при ярком солнце, а при работе с дисплеем никак себя не проявляют. Например, акриловая вставка на информационном экране потерлась основательнее и получила несколько заметных невооруженным глазом царапин.
Вся соль экрана — в прозрачном материале, который заполняет пространство между дисплеем и закаленным стеклом c антибликовым покрытием. Таким образом удалось избежать переотражений на поверхностях раздела фаз, картинка легко читается даже на ярком солнце. Появление пыли под экраном невозможно.
Видоискатель
Компании Canon удалось сделать видоискатель со 100% покрытием кадра. Внутри него располагается прозрачный ЖК-дисплей, поэтому без батареи в камере видоискатель очень темный. На этот экран могут выводиться композиционная сетка и точки автофокусировки — все это может подсвечиваться красным при слабом освещении.
Подсвечиваться могут только сработавшие точки автофокусировки. Без зажатой кнопки затвора у EOS 5D Mark III получается идеально чистый видоискатель, ничто не отвлекает от построения композиции. Напомним, у EOS 5D Mark II точки фокусировки были перманентными: 9 точек всегда оставались в видоискателе.
При работе следящей автофокусировки вы всегда знаете, на чем фотоаппарат сфокусирован: устройство в реальном времени подсвечивает работающие и гасит те, из зоны которых объект уже ушел.
Автофокусировка
Это самое важное улучшение в линейке EOS 5D. Рассматриваемая камера получила 61-точечную систему автофокусировки, как во флагманской зеркалке Canon EOS 1D-X.
Правда, у флагмана автофокус дополнен системой отслеживания объекта по цвету, на основе 100 000-пиксельного 252-зонального RGB-датчика замера. У EOS 5D Mark III используется 63-зональная система замера iFCL, которая также распознает лица даже не в режиме Live View. Кроме перекрестных датчиков, у фотоаппарата есть и особо чувствительные диагональные, что обеспечивает хорошую работу фазового автофокуса даже на темных объективах.
Можно фокусироваться как посредством любой из точек, так и при помощи расширенной зоны окружения 5 или 9 точками, также кластером из 9 точек или одной «микроточкой».
В последнем случае камера использует только треть площади сенсора, что удобно при наводке на очень маленькие объекты, однако идеальной резкости она может и не обеспечить. Этими же зонами фотоаппарат будет оперировать и при следящем автофокусе.
Работе автофокусировки в камере посвящено 5 страниц меню: настроить можно абсолютно все. В EOS 5D Mark III есть 6 предустановок работы автофокуса:
- универсальная установка;
- отслеживание объекта с игнорированием препятствий, таких как столбы, проходящие люди;
- мгновенный фокус на объектах, которые внезапно появляются в точках автофокусировки;
- фокусировка на объектах, которые быстро ускоряются и замедляются;
- фокусировка на объектах с беспорядочным и быстрым движением;
- фокусировка на объектах с беспорядочным движением, часто изменяющих скорость.
Для каждой программы автофокусировки можно индивидуально задавать 3 параметра: чувствительность слежения, ускорение/замедление слежения, автоматическое переключение точек автофокусировки.
Микрокоррекцию автофокусировки можно настраивать для каждого объектива как в широкоугольном, так и в положении максимального зума.
Автофокусировка EOS 5D Mark III просто потрясающая: даже на светлых объективах с очень маленькой зоной ГРИП камера отлично работает в следящем режиме. О таком на EOS 5D Mark II не приходилось даже и мечтать. Там был только один вариант — сфокусироваться по центральной точке и с зажатой кнопкой перекомпоновать фотографию. Хорошая система автофокусировки в «тройке» позволяет просто снимать и не думать, получится ли кадр резким. Потому что он получится резким.
Тихая съемка
Компания Canon модифицировала механизм довода зеркала, что дало возможность реализовать режим тихой съемки как в покадровом, так и в серийном режиме съемки частотой 3 кадра/c. В режиме тихой съемки лаг затвора несколько больше, однако это сущие мелочи в сравнении с выгодой его использования. Спуск затвора стал более отрывистым и резким, не таким длинным и скрипучим, как у предшественника.
Снимать на пресс-мероприятиях одно удовольствие: с EOS 5D Mark III на вас никто не обращает внимания, можно фотографировать прямо возле операторов и никак не задевать их чувства. Можно снимать с пояса на улице, и опять же никто этого не услышит и не обратит на вас внимания. По моим впечатлениям, стало больше естественных кадров, когда человек не напрягается просто потому, что не слышит звук спуска затвора.
Кроме наличия быстрой и отзывчивой фокусировки, у фотоаппарата до 59 мс сократился лаг затвора, так что задержка между нажатием и спуском практически незаметна. Все это обеспечивает очень приятное ощущение уверенности в съемке: как скоротечен бы момент ни был, EOS 5D Mark III его не пропустит.
Меню
В меню теперь 21 вкладка. Чтобы все их промотать, нужно потратить время. Хочется особенно выделить меню пользовательских функций: оно стало гораздо человечнее, разобраться с настройками съемки ничего не стоит. Также по многим пунктам меню можно получить справку прямо в фотоаппарате.
The Canon 5d Mark III lists the options of All-I and IPB in the movie recording size menu so I dug around to find what these two options mean. All-I and IPB are different methods of compression, but both are still h.264 videos with a .mov output.
IPB Compression
IPB is interframe compression and balances good image quality with a reduced overall file size. IPB is an option for Canon’s 5D Mark III and EOS-1D X (as of March 2012).
With this video compression, not all frames are kept and individually compressed. Instead, one key frame (or interframe) per every half second, for example, would be kept in full. For the other frames between key frames, the compression system just maintains the visible changes and uses the previous key frame to guess what the missing data is. The B in IPB stands for Bidirectional compression because this compression system looks at the previous key frame AND the following key frame to extrapolate the missing data. However, this compression method only allows in camera editing for one second increments. Further, frame by frame editing on the computer results in slightly lower image quality.
IPB compression is useful when long continuous recording is necessary but tight frame by frame editing is not required in post production. With IPB compression, a 4GB file would be roughly equivalent to 14 minutes of continuous recording at 1920 x 1080.
All-I Compression
All-I uses an intraframe method of compression. This method treats each captured frame as key frames and compresses them. As such this compression method generates a higher quality and the capability to edit frame by frame. Because it retains so much more data, this compression method generates file sizes about 3 times larger than those with the IPB method. A 4GB file with ALL-I compression would generally only be 4.5 to 5 minutes of continuous video at full HD 1920 x 1080.
All-I would be ideal for short clips that need tight editing.
Видеоурок 2. «Форматы съемки: битность, компрессия и битрейт» в рамках проекта «Берем Canon на тест»
Выбор модели и формата зависит от целей и задач проекта, бюджета и вычислительных возможностей. В этой статье мы рассмотрим основные характеристики видеоматериала и их влияние на процесс постобработки.
Примеры форматов, которые поддерживает камера Canon Cinema EOS C200
Любой видеоматериал имеет контейнер и кодек. Контейнер — это, по сути, расширение файла и заголовок, а кодек — это программный алгоритм сжатия/декомпрессии. Собственно, слово «codec» состоит из первых букв слов compression и decompression. Кодеком задается принцип сжатия, а также такие параметры, как битность, цветовая субдискретизация и битрейт.
Что показывает битность
Битность, или глубина цвета (англ. bit depth) — это, в сущности, количество градаций в каждом из каналов. Само слово bit происходит от английского «binary digit», что означает «двоичная цифра». На базовом уровне компьютер оперирует проводимостью транзисторов, а вычислительные операции осуществляются с двоичными числами, принимающими значение либо 0, либо 1. В цифровом изображении с помощью битов мы можем закодировать определенное количество градаций. Возьмем для начала материала в 1 бит. В этом случае, нам будут доступны всего два значения: 0 и 1. Это значит, мы сможем закодировать только два значения яркости: абсолютно черный (0) и абсолютно белый (1).
Если мы возьмем 2 бита, то это позволит нам закодировать 4 градации, поскольку нам будут доступны 4 вариации: 00, 01, 10, 11. Если мы будем двигаться дальше, то с помощью 4 бит мы получим 16 градаций, а 8 бит — 256 значений яркости. Легко догадаться, что общее количество значений яркости мы можем посчитать по формуле n=2^bit, где n — количество градаций, а bit — это битность материала.
Для нашего глаза в большинстве случаев, достаточно 8 бит на канал. Зная, что в изображении 3 канала, мы можем умножить 256*256*256 и получить 16 777 216 вариаций цвета.
Несмотря на то, что визуально между 8- и 10-битным материалом разницу найти крайне сложно даже профессионалу, все становится гораздо более критично, когда дело доходит до постобработки: в этом процессе чем больше битность материала, тем лучше. Особенно это касается материала с логарифмической гаммой (об этом позже), потому что в этом случае, существенно возрастает контраст и, как следствие, расстояние между отдельными градациями.
Битность материала и количество градаций в каждом канале
Цветовая субдискретизация или цветовая разрядность (chroma subsampling) — это описание того, каким образом происходит сэмплирование цвета. Чтобы сжать материал, во многих кодеках встроен процесс понижения разрешения цветовых составляющих. В этом случае изображение делится не на RGB-каналы, а на яркость и две цветоразностные составляющие. Канал яркости при этом существенно не меняется, только цвет. Для описания сэмплирования цвета используется блок из двух строк по четыре пикселя.
- Общий формат, в котором описывается разрядность, выглядит так: J:a:b, где J — это длина макропикселя (во всех современных форматах — 4), а — количество уникальных цветовых сэмплов в первой строке, b — количество уникальных цветовых сэмплов во второй строке. То есть, если исходный материал представлен в формате 4:4:4, это означает, что в каждом из рядов будет по четыре уникальных пикселя для цвета. По сути это означает, что цвет представлен в несжатом виде.
- Разрядность 4:4:4 отлично подходит для серьезной цветокоррекции материала, а также для широкого спектра задач графики, таких как трекинг и кеинг. Разрядность 4:2:2 будет содержать в 2 раза меньше цветовых пикселей и в ней на каждые 2 пикселя яркости будет один цветовой сэмпл. Материал в 4:2:2 по-прежнему неплохо поддается цветокоррекции, но с ним могут возникнуть небольшие проблемы на графике. 4:2:0 — это самый сжатый материал с точки зрения цвета: на 4 пикселя яркости приходится всего один цветовой сэмпл. Такой материал подходит для оперативной съемки, когда серьезное вмешательство с точки зрения цвета и графики не требуется. Отличить на глаз 4:4:4 от 4:2:0 практически невозможно, зато при цветокоррекции эта разница будет очевидна.
Цветовая субдискретизация / Изображение: videomaker.com
Виды компрессии
В современных кодеках есть два типа компрессии материала: пространственная (или внутрикадровая) компрессия и временная (межкадровая). Внутрикадровая компрессия обеспечивает сжатие каждого кадра путем деления его на блоки и приведения общих значений яркости. Нужно понимать, что любая компрессия — это поиск и обозначение повторяющихся блоков информации. При небольших градациях многие алгоритмы сжатия приводят значения к одному среднему, из-за этого на сильно сжатых видеоматериалах мы можем наблюдать так называемый banding или разбиение градаций. Для внутрикадровой компрессии кодеки используют разные виды преобразований: вейвлет, фрактальное, алгоритм Хаффмана и дискретно-косинусное.
Межкадровая компрессия, которая часто называется IPB, обеспечивает достаточно высокую степень сжатия. Базовый модуль такой компрессии называется GOP (group of pictures, англ. «группа изображений»). Он состоит из трех видов кадров: I (intra) используют только внутрикадровую компрессию и содержат полное изображение, то есть их можно отобразить без дополнительных вычислений. Их также называют ключевыми кадрами. B (Bi-directional, англ. «двунаправленные») и P (predictive, англ. «предсказывающий») содержат только информацию о разнице между кадрами и поэтому занимают гораздо меньше места, но для их вычисления программному алгоритму потребуется обратиться к I-кадру, так что в монтажных приложениях на слабых компьютерах работать с материалом IPB будет немного медленнее, чем с ALL-I.
Внутрикадровая и межкадровая компрессия / Изображение: bogotobogo.com
Битрейт
Битрейт показывает, сколько места на носителе информации занимает секунда материала. Единица измерения битрейта — это мегабит в секунду или гигабит в секунду. К примеру, камера Canon Cinema EOS C200 может записывать материал в Cinema RAW Light с битрейтом 1 гигабит в секунду и параллельно — материал для монтажа в MP4 Proxy с битрейтом 35 мегабит в секунду. Место на наших носителях информации обычно измеряется в байтах, а в одном байте — 8 бит. Чтобы перевести значения битрейта в более привычные для нас единицы измерения, мы просто разделим исходные данные на 8. Таким образом, секунда материала в Cinema RAW Light будет занимать 0.125 Гигабайта (125 Мб), а в MP4 Proxy — 4.375 Мб.
Чем меньше значение битрейта, тем больше материал сжимается, и, как следствие, его качество становится ниже, но при этом он занимает меньше места на диске.
Битрейт и визуальное качество материала / Изображение: vimeo.com
Для кино, клипов и рекламы очень желательно снимать в RAW: в этом случае вы получаете возможность максимально гибкой работы с материалом. Но, к примеру, в случае съемки документального кино, RAW будет достаточно дорогим решением, ведь 1 час RAW-материала Canon Cinema EOS C200 будет занимать примерно 450 Гб. Кроме этого, RAW-материал потребует более сложного рабочего процесса. Чтобы получить часть преимуществ RAW, но при этом оставить файлы сжатыми, используется логарифмическая гамма- кривая.
Canon Log 2 (слева), материал после цветокоррекции (справа) / Изображение: WTS Broadcast
RAW, Log, Rec. 709
Гамма — это соотношение исходной и выходной яркости. В зависимости от того, какую из гамма-кривых вы применяете к материалу, вы получаете разный контраст исходного материала и разную проработку с точки зрения динамического диапазона. Таким образом, Canon Log обеспечит вам примерно 12 ступеней диапазона, Canon Log 2 — 15 ступеней, а Canon Log 3 — 14 ступеней.
Обложка: pixabay